Переменные в программе Питон

На этом занятии мы узнаем, что такое переменные и как можно присваивать значения переменным в программе.


Как вы уже знаете в Питоне можно достаточно быстро рассчитывать те или иные значения.


К примеру, запись 5**2 даст вам результат 25, потому что это возведение пятёрки в степень. А теперь подумаем, что если нам постоянно придется вводить новые данные с клавиатуры. Ведь в программу пользователь лезть не обязан, и, по сути, вообще не должен. Для этого-то как раз лучше использовать переменные. Они позволят организовать ввод данных в программу, обсчитать и сделать вывод.


Переменные в программе Питон

Для начала приведём простое определение переменной.


Переменная - это именованное место в памяти компьютера, которое создается и используется самой программой, где эта переменная описана.

На языке программирования Питон вам не нужно описывать типы переменных в самом начале программы, как это принято в Паскале. Более того, если вы нигде не будете использовать переменную, Питон посчитает это за ошибку и предложит удалить эту переменную.


Для внесения данных нужно использовать оператор =. Это не равенство, а передача данных в именованную область.


Переменную можно сравнить с корзиной, которая хранит данные - яблоки. Каждая корзина рассчитана на определенное количество яблок и наступит момент, когда яблоки не помещаются, поэтому корзину нужно менять. В Питоне типы переменных определяются при присваивании им значений. Это, по сути, меняет дело, и ваша корзина становится резиновой. Сколько в неё яблок не помещай, она растягивается под нужное количество. В какой-то степени это очень удобно, но лучше точно знать, что хранится в каждой переменной.


Для того чтобы задать имя переменной можно использовать символы латинского языка, цифры и ряд других символов.


Пример записи переменной:

a1=25

Это означает, что в переменную a1 мы помещаем целочисленное значение 25. если вам нужно задать значения сразу нескольким переменным, то каждую нужно прописывать с новой строки вот так:


a1=25
a2=26
....
a10=29

Если вы хотите сэкономить код программы и уменьшить количество строк, то допускается вариант перечисления переменных через точку с запятой в одной строке, вот так:


a1=25; a2=26; и т.д.


Вот и всё! Перейдём к выполнению примеров в Питоне.


Задание №1. Присвоить переменной, а значение 5, а переменной b значение 5.256.


a=5

b=5.256

Задание №2. Произвести сложение и вычитание а и b. Результат вычислений сохранить в переменных с и d.


a=5

b=5.256
c=a+b
d=a-b

Какого типа будет результат в переменной c? В переменной d?


В переменной c, как и в d будет храниться вещественный тип данных. Т.е. число с с плавающей запятой (точкой).


Вывести на экран значения c и d.


Чтобы вывести на экран эти значения используем оператор print


print (c, d)


Правда, не очень красиво? Подкорректируем вывод, добавив:


print ("c=",c,"","d=",d)

В итоге наш код будет выглядеть так



a=5
b=5.256
c=a+b
d=a-b
print("c=",c,"","d=",d)

Задание №3. Исправить, приведенный ниже, блок кода.


a:=2

b-a=c
a+b:=c

Давайте разберёмся, что здесь неверно.
Во-первых, оператор присваивания не нуждается в двоеточии (в отличие от Паскаля)
Во-вторых, переменная c должна везде стоять слева, а не справа как у нас.


Исправленный код программы будет переписан так:


a=2

c=b-a
c=a+b

На этом пока всё! Удачного освоения Питона!


Как создать учебный курс по программированию в repl.it? Идентификаторы в Питоне